воскресенье, 27 июля 2014 г.

Настройка хвоста V-bar

Настройка хвоста V-bar
Привет всем! Эта инструкция поможет вам ответить на многие распространённые проблемы, с которыми сталкиваются пользователи V-Bar при настройке хвоста, но так же хочется подчеркнуть, что данные в этой статье советы могут быть применены к любым другим вертолётам и фбл системам. Так как большая часть советов были собраны на основании вопросов на форуме в теме про Mikado Logo,  я буду придерживаться давать советы исходя из данного вертолёта. Если у вас другой вертолёт или другой хвост - вы вполне можете использоваться данной инструкцией - только учитывайте конструктивные особенности.

Эта инструкция должна быть очень полезна как начинающим пилотам, так и профи, так как правильная настройка хвоста критически важна для любого вертолёта и уровня пилотирования.

ВНИМАНИЕ! 
Перед проведением ЛЮБЫХ настроек хвоста на вертолёте, выключите гувернёр V-Bar. Не верно настроенный гувернёр V-Bar может внести к проблемам с хвостом, которые очень похожи на описанные ниже. Как только вы корректно настроите хвост на плоской кривой газа - только после этого включайте встроенный гувернёр и продолжайте его настройку.

Первое, на что необходимо обратить внимание - проверить правильность сборки механики хвоста. Это значит, что нужно проверить всю механику, начиная от сервопривода, заканчивая цапфами лопастей ХР. Я видел множество людей, которые утверждали, что у них всё хорошо, но потом - когда я проверял механику - часто находились проблемы с люфтами, закусываниями и тугим ходом. Я не хочу сказать ничего плохого о вашем опыте или о ваших знаниях, но многие на форуме страдают от того, что просто не имеют достаточного опыта или по какой то причине не считают необходимым обратить на эти вопросы должное внимание. Поверьте мне, я настроил ТОННУ реально мягких и правильных хвостов!

Проверка слайдера управления хвостовым ротором
Для начала, оденьте тягу управления хвоствоым ротором и подвигайте её туда - сюда. Она должна ходить мягко, не зацепляясь и без сопротивления. Разве что при перемещении в право (слайдер смещается к балке) могут быть чуть большие усилия для плавного скольжения. Это связанно - что в этом направлении хвост работает чаще всего. 

Хвост вправо (движение слайдера из среднего положения к балке)
Пластиковые рычаги управления лого (которые идут к цапфам) имеют шарики, через центр которых проходит облой от формы отливки. Этот облой необходимо отчистить с помощью шкурки и заново проверить плавность хода. Как правило - необходимо сделать несколько итераций - главное - не переборщить :) Поставили - примерили - сняли - подшкурили - поставили - примерили. Так же можно использовать расширитель отверствий в линках. Опять таки - не переборщите - уменьшит отверствие уже не получиться. Будьте терпеливы и последовательны. Лучше меньше да лучше :) Для других вертолётов конструкция слайдера может отличаться, но вам всё равно необходимо проверить - что движение слайдера в право мягкое и без закусываний. Закусывания могут происходить из за слишком плотно надетых линков на металлические шарики или из за шероховатостей внутренней части слайдера или внешней части вала. 

Хвост влево (движение слайдера из среднего положения к лопастям хвостового ротора)
Если закусывания происходят при «хвосте влево», то распространённая причина в том - что шарик слайдера сидит слишком высоко в стаканчике рычага управления, что приводит к тому - что он вытирает канавку на нижней стороне стакана. Аккуратно проверьте узел и если это так - слегка прошкурьте внутреннюю часть стакана.

Движение на всём диапазоне возможных положений слайдера
Если закусывания и неравномерность в движении проявляется на всём пути хода слайдера - дело скорее всего в том - что появились задиры между внутренней втулкой слайдера и валом, по которому ходит слайдер. Что бы их убрать - снимаем хвостовой ротор, слайдер. Берём тряпочку микрофибру и немного пасты для полировки. Раскручиваем мотор и полируем вал секунд 30. Потом очищаем его с помощью растворителя или спирта - и вуаля - получаем полированный вал :) 

Проверка на самовозбуждение при резкой остановке
ВНИМАНИЕ!
Данная проверка проводится только в том случае, если вы уверены в своих возможностях контролировать вертолёт в любой ситуации! Если вы нервничаете, теряете ориентацию в каком либо положении, или не уверенно управляете вертолётом при полной скорости пируэта, не стоит пытаться выполнить данную проверку! 
Хорошим положением для проверки данного параметра - вертолёт подвешенный на месте на высоте, которая кажется вам безопасной. Сделайте несколько пируэтов (оборотов вертолёта вокруг своей оси) на максимальной скорости с жёсткой остановкой (бросая стик), в каждом направлении. Если хвост начинает при остановке вилять хвостом от 15 до 90 градусов, и при этом громко сердито жужжит - то, сохраняя спокойствие, дать стик управления хвостом в противоположную сторону, и хвост должен остановиться.
Настройка хвоста в V-Bar
Если вы полностью уверены в правильной работе механики хвоста, можете переходить к настройкам V-Bar. Вы установили настройки по умолчанию? Убедитесь, что у вас установлены следующие значения для параметров:
  • P Gain: 80;
  • I Gain: 60;
  • Tail Gain: ~ 90 (Общая чувствительность хвоста обычно зависит от размера и типа вертолёта, но для лого обычно начинается с 90 до 100 пунктов).
Обратите внимание, что P и I находятся в расширенном меню настройки хвоста, в то время как общая чувствительность - ползунок на на главном экране v-stabi.

Боремся с самовозбуждением
Поднимаем вертолёт и начинаем грузить хвост силовыми фигурами (воронки, пролёты хвостом вперёд, харрикейны. Если на фигурах происходит самовозбуждение (быстрая вибрация хвоста с жужжанием), то понижаем общую чувствительность гироскопа. Опять поднимаемся и начинаем снова грузить хвост. И так до тех пор - пока не избавимся от самовозбуждения. Моё империческое правило - найти уровень чувствительности, при котором хвост слегка жужит в жёсткой воронке и увеличить его на 2-3 пункта. 
Быстрые колебания
Слишком большой коэффициент усиления может вызвать быстрые колебания хвоста (в районе 2-3Гц) и малой амплитудой (несколько градусов). Я обычно уменьшаю значение P Gain на 5 пунктов, пока оно не уменьшится до 60 градусов. Если это не решает проблему - я автоматически предполагаю, что пропустил что-то в механике вертолёта. Возвращаемся к проверке механики и проверяем всё заново. Если же снижение P Gain исправляет ситуацию, опять начинаем настраивать общую чувствительность - как в предыдущем пункте.
Медленные колебания
Слишком высокое значение параметра I Gain может вызывать медленные колебания (1 герц и меньше), но большой амплитуды. Дело в том - что параметр I Gain отвечает за общее удержание хвоста по курсу - и когда он слишком высок - это приводит к перерегулированию. Поэтому уменьшаем значение с 60, постепенно по 5 единиц, до тех пор пока не дойдёте до 40.
Если вы изменили параметр I Gain, знайте, что вам возможно потребуется заново настроить предкомпенсацию - так как эти параметры обратнопропорциональны.  Иными словами, если вы уменьшили I Gain, то вам нужно увеличить предкомпенсацию, что бы добиться того же эффекта.  И наоборот, если вы увеличиваете I Gain, вам нужно уменьшать предкомпенсацию. Если вы избавились от виляний и проверили предкомпенсацию, то просто выполните общую оптимизацию управляющего контура и летайте! Если же колебания всё ещё существуют, то проверьте механику управления хвостовым ротором и после этого пройдите всю настройку заново.
Расширенные проверки механики
Проверьте вал хвостового ротора и хаб хвостового ротора. Они не согнуты? Дело в том - что даже небольшие изгибы могут давать серьёзную вибрацию при оборотах, на которых работает ХР. Проверьте люфты в хвостовом роторе, радиальные (вдоль хаба ХР) и осевые (люфт цапф на хабе ХР). Разберите хвостовой ротор, убедитесь что вы установили радиальные и упорные подшипники, а так же пракладки - правильно, нужными сторонами и в нужной последовательности.
Если у вас радиальный люфт, то необходимо поиграться с шайбами и подшипниками - что бы подобрать комбинацию - при которой люфт минимальный. Так же можно слегка изменить размер хаба, для чего аккуратно воспользуйтесь шкуркой - и сточите лишнее с обоих концов хаба. Но не затягивайте винты слишком сильно - цапфы должны крутиться свободно.
Далее перейдём к механике ОР. Изношенные амортизаторы в хабе основного ротора, погнутые валы, плохие подшипники, отсутсвие необходимого зазора между шестернями и другие аналогичные проблемы могут приводить к вилянию хвоста, поэтому тщательно всё проверьте. Я встречал ситуации, когда к вилянию хвоста приводил слегка кривой вал ОР, ну как кривой - примерно 0,001 дюйма. Просто проверьте всё тщательно - это обычно не занимает много времени. 
Как только вы убедитесь, что с механической частью всё в порядке, опять проведите настройку хвоста. В результате вы получите вертолёт с надёжным хвостом и минимальными виляниями. Имейте в виду, не бывает ничего идеального, не стоит мучить себя, пытаясь получить идеал и выжать из вашего вертолёта все соки. Я летал на вертолётах с небольшими виляниями хвоста, которые хвост держали железобетонно и летали чудесно. Серьёзно бороться с хвостом стоит начинать только тогда, когда его неустойчивость мешает вам летать :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.